Получить предложение
Задать вопрос
20 лет практики
20 лет

практики

26 юристов в штате
26 юристов

в штате

более 100 фирм на сопровождении
более 100 фирм

на сопровождении

более 2000 выиранных дел
более 2000

выигранных дел

20 лет практики
20 лет

практики

26 юристов в штате
26 юристов

в штате

более 100 фирм на сопровождении
более 100 фирм

на сопровождении

более 2000 выиранных дел
более 2000

выигранных дел

§ Юридические услуги

Сокращение штата сотрудников – подробная инструкция

Полное закрытие бизнеса, либо его существенное сокращение – объективная необходимость в условиях кризиса. Сокращение бизнеса – почти всегда сокращение штата. Сокращение штата сотрудников – сложная, строго регламентированная законом процедура.

9 этапов сокращения штата в организации:

  1. Решение
  2. Комиссия
  3. Неувольняемые работники
  4. Преимущественное право
  5. Уведомление сокращаемых работников
  6. Уведомление центра занятости
  7. Уведомление профсоюза
  8. Учет мнения профсоюза
  9. Приказ об увольнении

Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

1. Решение.

Первым этапом является принятие руководством компании самого решения о предстоящем сокращении штата.

Возможны два варианта оформления решения:

  1. Издание приказа об исключении ряда должностей или штатных единиц из штатного расписания.
  2. Отмена действия предыдущего штатного расписания и утверждения нового.

 Дата вступления в силу таких изменений в штатном расписании должна быть не ранее, чем через два месяца после издания приказа. В данном приказе не указываются фамилии сотрудников, подлежащих увольнению, указываются лишь должности и численность работников, подлежащих сокращению.

Небольшое отступление – знаете ли вы, в чем отличие сокращения численности от сокращения штата? Согласно формулировке закона – это два разных основания для увольнения. Статья увольнения одна – пункт 2 части первой ст. 81 Трудового кодекса РФ. А вот основание – то есть то обстоятельство, которое станет причиной увольнения и должно быть указано в приказе о проведении сокращения – разное.

При сокращении штата из штатного расписания исключается штатная единица (должность) полностью.

При сокращении численности количество штатных позиций (должностей) остается неизменным, однако, изменяется общее количество работников на данных должностях.

Может иметь место одновременно и сокращение штата, и сокращение численности, закон это не запрещает.

2. Комиссия.

Вторым этапом целесообразно создать комиссию по проведению организационно-штатных мероприятий. Создание данной комиссии не предусмотрено в обязательном порядке действующим законодательством, однако ее наличие сильно упростит проведение процедуры сокращения. Для создания такой комиссии необходимо издать соответствующий приказ по предприятию.

3. Неувольняемые работники.

Третьим этапом будет определение работников, не подлежащих увольнению по инициативе работодателя.

Согласно ст. 261 Трудового кодекса РФ законом запрещено расторжение трудового договора по п. 2 части 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (сокращение численности или штата работников) со следующими работниками:

  • с беременной женщиной,
  • с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет,
  • с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка – ребенка в возрасте до четырнадцати лет,
  • с другим лицом, воспитывающим указанных детей (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка – ребенка в возрасте до четырнадцати лет) без матери,
  • с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.

Разберем подробнее понятие «одинокой матери». Ранее, в “Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года” (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010) было указано следующее.

Официального определения понятия одинокой матери, равно как и лица, воспитывающего ребенка без матери, не содержится ни в Трудовом кодексе Российской Федерации, ни в иных федеральных законах. Вместе с тем при предшествовавшем регулировании в области социальной защиты материнства и детства общепризнанным считалось понятие одинокой матери как не состоящей в браке, если в свидетельствах о рождении детей запись об отце ребенка отсутствует или эта запись произведена в установленном порядке по указанию матери (при сохранении права на получение установленных выплат в случае вступления одинокой матери в брак).

            После данного разъяснения суды руководствовались именно данным понятием «одиноких матерей».

Однако позднее Верховый Суд РФ издал новое Постановление Пленума от 28 января 2014 г. № 1 “О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних”, где в п. 28 указал, что к одиноким матерям по смыслу ст. 261 Трудового кодекса РФ может быть отнесена женщина, являющаяся единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности по воспитанию и развитию своих детей (родных или усыновленных) в соответствии с семейным и иным законодательством, то есть воспитывающая их без отца, в частности, в случаях, когда отец ребенка умер, лишен родительских прав, ограничен в родительских правах, признан безвестно отсутствующим, недееспособным (ограниченно дееспособным), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в иных ситуациях.

Данное положение в корне меняет устоявшуюся практику. Новое толкование означает, что, например, если женщина разведена и не получает алиментов на детей (то есть отец детей уклоняется от воспитания детей) – она фактически является одинокой матерью, несмотря на то, что в свидетельстве о рождении ребенка указан отец. Тем самым в данном Постановлении Верховный Суд очень существенно расширил ту категорию женщин, которая подлежит особой защите, и очень осложнил жизнь работодателя, ведь именно на работодателя ложится обязанность предоставления льгот и гарантий, предусмотренных законом, своим работникам, поэтому работодателю в отношении каждой женщины, подлежащей увольнению по сокращению численности или штата, рекомендуется в письменном виде запрашивать у нее сведения о ее статусе.

По вопросу увольнения беременной женщины нужно учесть следующее. В том же Постановлении Пленума от 28 января 2014 г. № 1 “О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних” в п. 25 Верховный суд указал, что, учитывая, что увольнение беременной женщины по инициативе работодателя запрещается, отсутствие у работодателя сведений о ее беременности не является основанием для отказа в удовлетворении иска о восстановлении на работе. Беременная женщина, трудовой договор с которой расторгнут по инициативе работодателя, подлежит восстановлению на работе и в том случае, если к моменту рассмотрения в суде ее иска о восстановлении на работе беременность не сохранилась.

Таким образом, вне зависимости от того, знал ли работодатель о беременности сотрудницы или нет – увольнение ее по данному основанию будет признано незаконным.

4. Преимущественное право.

Четвертым этапом является учет преимущественного права на оставление на работе. Данный вопрос регулируется ст. 179 Трудового кодекса РФ, которая гласит, что при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается:

  • семейным – при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);
  • лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
  • работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;
  • инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;
  • работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.

Именно на этом этапе и понадобится работа комиссии по проведению организационно-штатных мероприятий. Рекомендуется именно на заседании данной комиссии проводить работу по учету преимущественного права на оставление на работе путем изучения личных дел сотрудников. По результатам работы комиссии составляется протокол с перечнем фамилий работников, подлежащих увольнению в связи с сокращением.

После того как будут определены пофамильно все те сотрудники, которые подлежат сокращению – наступает пятый этап, а именно:

5.  Уведомление сокращаемых работников

Компания должна уведомить работников о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Именно поэтому первый этап должен начаться ранее, чем за два месяца до вступления в силу изменений в штатное расписание, в противном случае работодатель может не успеть провести мероприятия, указанные во 2-4 этапах.

Законом предусмотрены категории работников, для которых срок предупреждения о предстоящем сокращении составляет меньший период. К ним относятся работники, заключившие срочный трудовой договор (на срок до 2 месяцев) – их об увольнении работодатель обязан уведомить за 3 дня до увольнения, и сезонные работники – их работодатель уведомляет за семь календарных дней.

Уведомление составляется в двух экземплярах, работник оставляет себе свой экземпляр и расписывается в получении на экземпляре работодателя. В том случае, если работник отказывается от получения уведомления о предстоящем увольнении – работодателю рекомендуется составить соответствующий акт.

Одновременно с выдачей уведомления о предстоящем сокращении работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность). Частью третьей статьи 81 Трудового кодекса РФ особо предусмотрено, что увольнение по сокращению допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Обратите внимание, что предлагать нужно и нижестоящие должности, если работник может их выполнять. Чаще всего именно нарушение процедуры увольнения в части предложения вакансий влечет такие негативные последствия, как восстановление уволенного работника на работе.

Во избежание нарушений рекомендуется в уведомлении о сокращении сразу же указывать вакансии, которые могут быть предложены работнику.

Важно обратить внимание на то, что работодатель обязан предлагать работнику вакантные должности не только в день уведомления  о предстоящем сокращении, но и в течение всего срока предупреждения об увольнении, если появляются новые вакансии, поскольку законодателем ставится перед работодателем задача не формально однократно предложить работнику имеющиеся вакансии, но именно трудоустроить работника.

Если же вакантных должностей нет или работник не может исполнять обязанности по имеющимся вакансиям, то у работодателя не возникает обязанности трудоустраивать работника, но в таком случае в уведомлении нужно отразить данный факт, что у работодателя нет вакантных должностей, которые могли бы быть предложены в порядке трудоустройства.

6. Уведомление центра занятости.

Шестой этап зачастую пропускается работодателями по той лишь причине, что о нем многие не знают. Между тем Федеральный закон «О занятости населения в РФ» в ст. 25 установил дополнительные обязанности работодателя при проведении процедуры сокращения:

«При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель – индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника…»

Поэтому, определив, какие именно работники подлежат сокращению, работодатель обязан заполнить специальную форму и подать ее в свое территориальное отделение органа службы занятости.

Важно!   Седьмой и восьмой этапы будут иметь место лишь в случае наличия профсоюзной организации на предприятии.

7. Уведомление профсоюза.

Седьмым этапом в соответствии со ст. 82 Трудового кодекса РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить выборному органу первичной профсоюзной организации о предстоящем увольнении работников в связи сокращением численности или штата не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Получать ответ от профсоюзной организации не требуется, работодатель лишь уведомляет профсоюзную организацию о проведении сокращения. Обратите внимание, не имеет значения – подлежат ли сокращению члены профсоюзной организации или нет. Уведомление подается по факту проведения на предприятии мероприятий по сокращению.

8. Учет мнения профсоюза.

Восьмым этапом работодателю необходимо учесть мнение профсоюза на увольнение по сокращению штата только члена профсоюзной организации. Согласно ст. 373 Трудового кодекса РФ, при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с п. 2 ч. 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.

В случае, если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда.

Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. При этом в указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

9. Приказ об увольнении.

Девятым этапом работодатель издает приказ об увольнении работника, вносит об этом запись в трудовую книжку и выдает ее работнику в день увольнения (если трудовая книжка ведется в бумажном виде), производит с работником полный расчет и выплачивает выходное пособие.

Обратите внимание, что согласно ст. 81 Трудового кодекса не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске. Следовательно, если дата увольнения попадает на период отпуска или болезни, то нужно ее перенести на первый рабочий день после окончания данного периода.

Что ещё нужно учесть в отдельных случаях?

 

Массовое увольнение.

В том случае, если производимое сокращение подпадает под критерии массового увольнения, работодатель обязан уведомить органы службы занятости и профсоюзную организацию не за два, а за три месяца до даты увольнения работников.

При этом критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.

Так, в Москве действует «Московское трехстороннее соглашение на 2019-2021 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей».

По нему критериями массового увольнения являются следующие показатели численности увольняемых работников организаций с численностью работающих от 15 и более человек за определенный период времени:

– Увольнение в течение 30 календарных дней более 25% работников организации от общей численности работающих в организации.

– Сокращение численности или штата работников организации в количестве:

  • 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
  • 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
  • 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

 

Порядок и размер выплаты выходного пособия.

Выплата выходных пособий при увольнении регулируется статьей 178 Трудового кодекса РФ, которой установлено, что при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Таким образом, размер именно выходного пособия (выплачиваемого непосредственно при увольнении) составляет один заработок.

Также законом предусмотрено, что если работник не смог устроиться на работу после увольнения по сокращению, то за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

То есть всего законодатель предусмотрел возможность получать средний заработок в течение двух месяцев со дня увольнения, из них пособие за первый месяц выплачивается сразу при увольнении, а за второй месяц – по истечении второго месяца трудоустройства. Например, если работник уволен по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ 01 июня, то 01 июня  он получает полный расчет за отработанный период и выходное пособие в размере одного среднего месячного заработка. Вне зависимости от того, будет он в июне искать работу или приступит к работе уже 02 июня – данное пособие выплачивается в безусловном порядке и  возврату оно не подлежит.

Предположим, что работник не трудоустроился. Тогда по истечении июля он может претендовать на получение пособия на период трудоустройства (второй месяц) опять в размере среднего месячного заработка.

Для получения данного пособия необходимо лишь предъявить трудовую книжку, из которой будет следовать, что на новую работу он не устроился.

При этом в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение еще и третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Таким образом, для получения пособия в размере еще одного среднего заработка за период трудоустройства (август) работнику нужно не только предъявить трудовую книжку, но и соответствующий документ из органов службы занятости о сохранении за работником пособия в течение третьего месяца трудоустройства.

 

Компенсация за отпуск.

В соответствии с действующим законодательством при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. Компенсация рассчитывается пропорционально отработанному времени из расчета 28 дней за один рабочий год.

При этом нужно учесть, что в настоящее время на территории РФ действуют ряд нормативных актов, принятых в СССР. В отношении отпусков применяются “Правила об очередных и дополнительных отпусках” (утв. НКТ СССР 30.04.1930 N 169). Конечно, часть норм данных Правил уже не действует, но в целом нормативный акт не отменен и продолжает применяться.

Так, п. 28 данных Правил, в частности, гласит, что “При увольнении работника, не использовавшего своего права на отпуск, ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск.

При этом увольняемые по каким бы то ни было причинам работники, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию.

Полную компенсацию получают также работники, проработавшие от 5 1/2 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие:

а) ликвидации предприятия или учреждения, или отдельных частей его, сокращения штатов или работ, а также реорганизации или временной приостановки работ“.

Пункт очень спорный, и позиция судов по его применению очень разнится.

Чаще всего суды, которые рассматривали споры по выплате компенсации за отпуск, как правило, приходили к решению, что это правило распространяется на случаи увольнения в течение первого года работы, а начиная со второго года – компенсация начисляется по общим правилам, пропорционально отработанному времени.

Но в 2018 году Арбитражный суд Уральского округа вынес постановление, которым определил, что работодатель при увольнении работника по сокращению, если работник отработал в данном рабочем году более 5,5 месяцев, должен заплатить компенсацию за отпуск как за полный год.

Учитывая изложенное, работодателям при осуществлении расчета и выплаты компенсации за отпуск работникам, увольняемым в связи с сокращением штата, рекомендуется учитывать данную противоречивую практику.

Вывод: процедура увольнения работников в связи с сокращением численности или штата весьма сложная и строго регламентируемая законом. Любая ошибка работодателя может привести к целому ряду негативных последствий – восстановлению работников на работе, взыскании с работодателя в пользу работника периода вынужденного прогула и компенсации морального вреда, а также штрафу со стороны инспекции труда в случае проведения проверки законности увольнения.

Только помощь специализированного юриста убережет вас от совершения ошибок из-за сложности процедуры и дополнительных расходов на судебные разбирательства с сотрудниками и штрафы.

Стоимость диагностики ситуации по трудовым отношениям в Вашей организации (группе компаний) – 16500 руб.

Результат диагностики –  Вы получаете карту Ваших возможностей и сценарий дальнейших действий по достижению Ваших целей.

 

Позвоните нам по телефону горячей линии 8 (495) 509-41-19

Заполните заявку на бесплатную юридическую консультацию на сайте (в нижней части экрана)

Напишите электронное письмо на адрес etalon@etalon-cons.ru с описанием Вашей проблемы или интересующего Вас вопроса

Задайте Ваш вопрос юристу

Заполните форму, и наш юрист свяжется с Вами в течение 1 часа.

Нажимая кнопку «Отправить», я принимаю условия Политики конфиденциальности персональных данных и даю своё согласие Консалтинговой Группе ЭТАЛОН на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Защита от спама reCAPTCHA. Конфиденциальность - Условия использования.

×
Получить предложение
Заполните форму, и наш юрист свяжется с Вами в течение 1 часа.
Введите корректное Имя
Докажите, что Вы не робот
*Нажимая кнопку «Получить предложение», я принимаю условия Политики конфиденциальности персональных данных и даю своё согласие Консалтинговой Группе ЭТАЛОН на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
×
Выбор способа сотрудничества
Вы выбрали тариф ""
Введите корректное Имя
Докажите, что Вы не робот
*Нажимая кнопку «Отправить», я принимаю условия Политики конфиденциальности персональных данных и даю своё согласие Консалтинговой Группе ЭТАЛОН на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
×
Получить предложение услуги юридического сопровождения бизнеса
Вы выбрали тариф ""
Введите корректное Имя
Докажите, что Вы не робот
*Нажимая кнопку «Отправить», я принимаю условия Политики конфиденциальности персональных данных и даю своё согласие Консалтинговой Группе ЭТАЛОН на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
×
Получить предложение
Введите корректное Имя
Докажите, что Вы не робот
*Нажимая кнопку «Получить предложение», я принимаю условия Политики конфиденциальности персональных данных и даю своё согласие Консалтинговой Группе ЭТАЛОН на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
×
×