Без выходных
С 9:00 до 21:00
заказать звонок
129110, г. Москва, м. Проспект Мира, ул. Гиляровского, 57, стр. 1, этаж 3, офис 305
Время работы офиса: с 9.30 до 18.30 пн.-пт.
§ Юридические услуги

Особенности применения закона о торговле в продовольственном бизнесе

Закон о торговле – это положения о взаимодействии поставщиков (производителей) и покупателей (зачастую ритейлеров), которые имеют правовое регулирование вступившим в силу с 2010 года ФЗ N381-ФЗ 28.12.2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», с учетом изменений, внесенных ФЗ от 03.07.2016 N 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс РФ об административных правонарушениях. Далее будем называть его Законом о торговле.

 

Важные положения закона N381-ФЗ и поправок N273-ФЗ

Все статьи Закона о торговле не могут быть должным образом освещены в одной статье — мы рассмотрим основные, наиболее важные моменты, а также штрафы Закона о торговле. При необходимости, КГ ЭТАЛОН предоставляет возможность получить бесплатную консультацию у наших ведущих специалистов, на практике применяющих положения Закона при сопровождении работ фирм-производителей, оптовых дистрибьюторов и ритейлеров.

  1. С 1 января 2017 г. условия договоров, противоречащие ФЗ от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ (в редакции настоящего ФЗ), признаются утратившими силу.
  2. С 1 января 2017 г. торговые сети не имеют права включать в договор поставки вознаграждение покупателя (бонусы, ретро бонусы), за исключением вознаграждения, выплачиваемого торговой сети в связи с приобретением ею у поставщика определенного количества (совокупного размера) продовольственных товаров (пункты 4 ст. 9). Размер вознаграждения не может превышать 5% от цены приобретенных продовольственных товаров.

При расчете определенного количества (совокупного размера) приобретенного товара не учитывается сумма НДС, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

По определенным видам продуктов питания, которые подпадают под понятие социально значимых, законодателем установлен запрет на выплату вознаграждений. Перечень этих товаров установлен Правительством РФ.

Если ритейлер включает в договор поставки выплаты себе вознаграждения, превышающего 5% от цены приобретенных продовольственных товаров (совокупный размер), или фактически нарушает установленные законодателем ограничения, это влечет наложение административного штрафа по Закону о торговле: на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 40 тыс. рублей; на юридических лиц от 1 млн. до 5 млн. рублей. (пункт 1 ст. 14.42. КоАП РФ).

Стоит отметить, что при расчете вознаграждения законом установлено требование об исключении из совокупного размера приобретенных товаров суммы НДС и акцизов, а также стоимость товаров, включенных Правительством РФ в список социально значимых товаров.

При заключении с поставщиками договоров на оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг, законом регламентировано, что стоимость услуг и размер выплаченного ритейлеру вознаграждения за приобретение продовольственных товаров в сумме не может превышать 5% от цены приобретенных покупателем продовольственных товаров.

  1. Пунктом 10 статьи 9 Закона о торговле установлено, что в договоре поставки не допускается установление запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования, а также ответственности за несоблюдение указанного запрета сторонами такого договора.

За нарушение данного условия КоАП РФ установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа по Закону о торговле: на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 40 тыс. рублей; на юридических лиц от 1 млн. до 5 млн. рублей.

  1. Услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и другие подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут оказываться торговой сетью, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг. Включение в договор с ритейлером условий об оказании услуг по рекламированию товаров, маркетингу и других подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, не допускается (пункты 11 и 12 ст. 9).

Нарушение данных пунктов влечет наложение административного штрафа по Закону о торговле: на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 40 тыс. рублей; на юридических лиц от 1 млн. до 5 млн. рублей.

  1. Заключение с торговой сетью вместо договора поставки договора комиссии или смешанного договора с ритейлером, содержащего существенные условия договора комиссии, может обернуться для организации штрафом в размере 1,5 млн. – 4,5 млн. рублей, и на должностных лиц от 10 тыс. до 50 тыс. рублей.

 

Позвоните нам по телефону горячей линии 8 (495) 509-41-19
Напишите электронное письмо на адрес [email protected]

 

Оплата продовольственных товаров

Частью 7 ст. 9 «Закона о торговле» установлено, что оплата продовольственных товаров осуществляется покупателем в следующем порядке:

  • Продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем 10 (десять) дней, подлежат оплате в срок не позднее, чем 8 (восемь) рабочих дней со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;
  • продовольственные товары, на которые срок годности установлен от 10 (десяти) до 30 (тридцати) дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее, чем 25 (двадцать пять) календарных дней со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;
  • продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше 30 (тридцати) дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории РФ, подлежат оплате в срок не позднее, чем 40 (сорок) календарных дней со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.

Частью 8 статьи 9 предусмотрено, что вышеуказанные сроки оплаты товаров, исчисляются со дня фактического получения продовольственных товаров ритейлером. За нарушение данной нормы предусмотрена административная ответственность в виде штрафа по Закону о торговле на юридических лиц в размере от 1 млн. до 5 млн. рублей, на должностных лиц от 20 тыс. до 40 тыс. рублей.

До внесения изменений в Закон о торговле, руководствуясь частью 9 статьи 9, покупатель имел право не осуществлять оплату поставленного товара, в установленный законом срок и увеличить сроки оплаты, в случаях, когда поставщик не передает или отказывается передать покупателю документы, которые он должен передать в соответствии с ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ и договором поставки, на период предоставления их поставщиком покупателю. На сегодняшний день, указанная норма утратила силу, и покупатель не вправе задержать оплату товара, принятого без соответствующих документов.

Такое изменение в Законе о торговле направлено на ограничение злоупотреблений со стороны ритейлеров, которые не оплачивали поставленные им товары под предлогом непредставления поставщиком необходимых документов.

Однако Законом предусмотрена обязанность поставщика передать документы, относящиеся к поставкам таких товаров не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня фактического получения покупателем товаров, а покупатель обязан их принять. Указанная норма стала для сетей дополнительным способом взимания денежных средств с поставщиков в виде штрафных санкций.

Наличие или отсутствие определенных условий договора поставки с торговыми сетями может повлечь за собой серьезные административные штрафы как для самой организации, так и для должностных лиц, проекты договоров должны быть детально проработаны, при необходимости составлены протоколы разногласий.

Действующая редакция Закона о торговле спровоцировала торговые предприятия на увеличение сумм штрафных санкций к поставщикам как за реальные, так и надуманные нарушения условий договоров поставки с ритейлерами.

По сообщению СМИ, ФАС 07 ноября 2017 года внесла в Правительство РФ предложение об установлении предельных размеров штрафных санкций по договорам поставки продовольственных товаров, которые заключаются торговыми сетями.

Хочу обсудить с юристом свою ситуацию

Отправьте заявку, чтобы получить бесплатную консультацию.
Наш специалист свяжется с Вами в течение 20 минут.

* - обязательные для заполнения поля




Клиенты


У нас нет клиентов в данной отрасли.
×
Оставить заявку
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Введите корректное Имя
Докажите, что Вы не робот
×
Оставить заявку
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Введите номер телефона Докажите, что Вы не робот
×
Оставить заявку
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Введите номер телефона Докажите, что Вы не робот
×
Оставить заявку
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Введите корректное Имя Введите корректный номер телефонаДокажите, что Вы не робот
×
×