Без выходных
С 9:00 до 21:00
заказать звонок
129110, г. Москва, м. Проспект Мира, ул. Гиляровского, 57, стр. 1, этаж 3, офис 305
Время работы офиса: с 9.30 до 18.30 пн.-пт.
§ Юридические услуги

Новые правила нацрежима в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2025 году

Опубликовано: 15.01.2025
Время на чтение: 6 минут
👁 9 599

 

С 1 января 2025 года вступили в силу новые и единые положения о предоставлении национального режима в сфере закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Поставщикам отечественного товара, работ и услуг предоставили больше преимуществ в закупках. Поставщикам импортного товара участие и победу в закупках может обеспечить только полное отсутствие российских аналогов.

 

Как будут работать новые нормы?


Комментарии ведущего юриста

практики Госзакупок КГ ЭТАЛОН

Марии Нащекиной


 

Что было госзакупками импорта до 2025 года?

До 2025 года порядок применения запретов и ограничений на закупку импортных товаров, а также предоставления преференций устанавливался отдельными актами.

По медицинским изделиям применялось Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102, по радиоэлектронной продукции – Постановление № 878 и т.д. по разным отраслям.

Действовало правило «третий лишний», то есть отклонялась заявка с импортным товаром, если были две заявки с отечественным.

Нацрежим по Закону 223-ФЗ существенно отличался от режима по 44-ФЗ.

Приказ Минфина России № 126н устанавливал преференцию по цене для отечественного и евразийского поставщика.

 

Основные изменения нацрежима в закупках с 01.01.2025 г. 

1. Вводятся два перечня товаров по наименованию и ОКПД2:

Перечень № 1

Запрещена закупка товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), например: бумага, краны, мебель медицинская, программы для ЭВМ, базы данных и т.д., происходящих из иностранных государств, а также закупок таких товаров в рамках государственного оборонного заказа. 

Перечень № 2

Ограничение закупок иностранных товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг). Например: промтовары, радиоэлектроника, пищевые продукты, медизделия, лекарства из ЖНВЛП.   

Оба перечня применяются при формировании конкурентной закупки.

Полностью запрещена закупка иностранной продукции у единственного поставщика.

При исполнении контракта замена товара на иностранный, включенный в Перечень № 1, запрещается.

 

2. При применении ограничения (Перечень № 2) допуска иностранных товаров используется правило «второй лишний». 

Заказчик отклоняет все заявки, которые содержат предложение о поставке иностранного товара, или заявки, которые поступили от иностранных подрядчиков и исполнителей, если поступила хотя бы одна заявка с предложением поставить товар из стран ЕАЭС.

В закупке работ или услуг – если заявку подало российское лицо.

Старое правило «третий лишний», когда нужно было 2 российские заявки для отклонения импортера, теперь не работает.

При исполнении контракта замена российского на иностранный товар запрещена. 

Советы юриста:

Оспорить отклонение будет возможно, только если будут доказательства отсутствия аналога в ЕАЭС и ложного предложения конкурента. Участнику нужно будет доказать в ФАС, что заказчик знал, должен был и мог установить такое несоответствие на стадии оценки заявок.

Таким образом, если участник не согласен с запретом или ограничением импорта, установленным извещением, поскольку аналогов закупаемого товара в России нет, то следует обжаловать документацию, не дожидаясь отклонения.  В ряде случаев это будет более эффективно. 
 

3. Преимущество в отношении товара российского происхождения. 

Во всех закупках без ограничения по перечню товаров применяется преференция для российского поставщика.

При оценке заявок в запросе котировок, аукционе, конкурсе любая заявка с предложением о поставке товара только российского происхождения оценивается с учетом 15% снижения цены предложения (или увеличения – при плате за право заключения контракта).

Контракт заключается по цене предложения и без снижения.

При исполнении контракта, где применена преференция при закупке, возможна замена товара только на отечественный. 

Редкая приятная новость для импортеров: контракт с победителем, предложившим иностранный товар, будет заключен по цене его предложения, без снижения на 15 или 20 %, как раньше.

Советы юриста:

Импортерам, участвующим в аукционах, где конкурент может предложить российский аналог, придется снижаться так, чтобы учитывать преференцию для российских заявок.

Таким образом, заранее следует продумать стратегию участия и доказательства для обжалования закупки в ФАС, если заказчик неправомерно применил снижение при оценке.

 

4.  Устанавливаются единые правила подтверждения страны происхождения товара. 

Почти для всех товаров – это реестровая запись. Сложно будет тем, кто ранее никогда не сталкивался с такими реестрами, например, поставщики медицинских изделий и лекарств. Для них есть условный переходный период до августа 2025 года.

 

Чем теперь подтверждать страну происхождения:    

  • для промышленных товаров:  номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции или аналогичного реестра ЕАЭС (с информацией о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий) и об уровне радиоэлектронной продукции)
  • для лекарств: документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства на территории ЕАЭС (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выданный Минпромторгом России
  • для программ для ЭВМ (ПО): порядковый номер реестровой записи из реестра российского программного обеспечения или реестра евразийского программного обеспечения. Нововведение: преимущество отдаётся не просто российскому/евразийскому ПО, а тому, которое соответствует дополнительным требованиям, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 23.03.2017 № 325 
  • иные товары, в т.ч. продукты питания и при закупке по 44-ФЗ: указание наименования страны происхождения товара. 

По закупкам в рамках государственного оборонного заказа документы определяются извещением, приглашением принять участие в определении поставщика, условиями контракта. Поэтому участнику следует внимательно изучить такие документы до принятия решения об участии в закупке по ГОЗ.

 

 5. Важно для поставщиков медизделий и лекарств:

  • по новым правилам в заявке следует указывать номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции и информацию о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий)
  • по ряду медизделий, включенных в Перечень № 2, и лекарствам, если извещения размещены либо контракты с единственным поставщиком заключены до 31 августа 2025 г. включительно, документом, подтверждающим страну происхождения будут:
    1. Реестровая запись, с количеством баллов;
    2. Сертификат о происхождении товара (СТ-1).

Совет юриста:

В тесте Постановления содержится формулировка «наряду с информацией». Возможно неоднозначное толкование данного положения разными заказчиками, что приведет к запросу у участников и записи из реестра, и СТ-1. Представляется, что Правительство до августа 2025 года приравняло СТ-1 к реестровой записи, чтобы все производители могли включиться в реестр. Внимательно знакомьтесь с извещением и требованиями заказчика до публикации разъяснений. При несогласии – своевременно обжалуйте извещения или действия по отклонению заявки.

  • в отношении части медизделий (устройства для переливания и хранения донорской крови, моче- и калоприемники, контуры дыхательные для  ИВЛ и анестезиологические), правила применяются с сентября 2025 г., а до этого времени представляется сертификат о происхождении товара и акт экспертизы ТПП РФ (аналогичный документ страны ЕАЭС),  с учетом предельных значений доли стоимости используемых для производства одной единицы отдельных медицинских изделий иностранных материалов (сырья) в цене конечной продукции.

 

6. Запреты и ограничения в ряде случаев могут не применяться, в том числе: 

  • если на территории Российской Федерации отсутствует производство товара, являющегося объектом закупки,  что подтверждается разрешением, выданным  заказчику Минпромторгом России до начала осуществления закупки
  • если закупается товар по товарному знаку ввиду его несовместимости с товарами других товарных знаков
  • при закупах товара из числа запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, в соответствии с технической документацией на них

Исключение: условие не применяется для расходных материалов, комплектующих, принадлежностей к медицинским изделиям.

  • осуществляется закупка в целях оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы 
  • в ряде закупок органов внешней разведки РФ, ФСБ, органов госохраны, Минобороны, МВД и Нацгвардии
  • в некоторых закупках госкомпаний (ОПК и монополисты)
  • если заказчик - аптечная организация, которая закупает лекарства и медизделия для розничной торговли.

Полагаем, что в начале действия новых норм возможны разночтения в их применении, что приведет к спорам с заказчиками, увеличению жалоб в ФАС.

 

Возможности юристов КГ ЭТАЛОН в сфере закупок 

Юристы КГ ЭТАЛОН готовы помочь Вам разобраться в новых правилах участия в закупках. 

Консультация юриста по закупкам (устно / письменно) от 10 / от 30 тыс. рублей

Обжалование закупки (документации), действий заказчика в ФАС от 54 тыс. рублей 

 

 

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Реализованные проекты


×
Оставить заявку
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Введите корректное Имя
Докажите, что Вы не робот
×
Оставить заявку
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Введите номер телефона Докажите, что Вы не робот
×
Оставить заявку
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Введите номер телефона Докажите, что Вы не робот
×
Оставить заявку
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Введите корректное Имя Введите корректный номер телефонаДокажите, что Вы не робот
×
×