Новые подходы ФАС России к рекламе лекарственных средств. Первая волна разбирательств в 2017 году г.Москва, м. Алексеевская, ул. 3-я Мытищинская, д,16, стр. 47, 12 этаж, офис 1211Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России) продолжает активно осуществлять функции контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы. Об этом свидетельствует количество возбужденных с начала года разбирательств в фармацевтическом секторе.По мнению антимонопольного органа, использование в рекламе лекарственных средств слов “быстро” и производных “быстрый”, “быстрее” недопустимо. Так как данные слова наделяют объективное действие лекарственного средства, отраженное в его инструкции по применению, качественной характеристикой, которая является неизмеримой, и дает гарантию достижения положительного эффекта. ФАС рекомендует указывать конкретные цифровые показатели времени действия препарата. Потому что исследования подтверждают только сроки наступления терапевтического эффекта. А вопрос восприятия указанных сроков в качестве «быстрых» должен каждый раз решаться потребителем индивидуально.Кроме того, в рамках отдельных разбирательств антимонопольного органа слово “длительный” также отмечается в качестве слова-индикатора потенциального нарушения.ФАС России указывает, что “гарантия – это заверение наступления, осуществления чего-либо, поручительство”. Однако “наделение лекарственного препарата свойством быстрого действия и эффективности не основано на принципах доказательной медицины”. Соответственно реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования.Анализ материалов текущих разбирательств позволяет говорить о том, что использование словосочетания “в отличие от” может свидетельствовать о потенциальном наличии некорректного сравнения в рекламном ролике.Несмотря на то, что формально в ряде рекламных роликов присутствуют обосновывающие сноски, антимонопольный орган отмечает, что они могут являться нечитаемыми для потребителя. В частности, длительность демонстрации сноски – 3 секунды – может быть квалифицирована антимонопольным органом как недостаточная для восприятия, равно как и мелкий шрифт в сочетании с площадью кадра. При этом ссылки на “обычную практику” (например, в отношении длительности демонстрации / размера шрифта сносок) могут не приниматься во внимание.Помимо этого, критике могут подвергаться содержащиеся в рекламе ссылки на результаты исследований, проведенных за рубежом. В таких случаях, возможные вопросы антимонопольного органа касаются актуальности данных таких исследований, доступности результатов таких исследований на русском языке в открытых источниках, а также адресата исследований.В соответствии с частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; для юридических лиц влечет наложение штрафа в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей. В связи с тем, что ФАС России не всегда дает четких критериев оценки правомерности поведения участникам фармацевтического рынка, в данном секторе сохраняется напряженность. Юристы КГ «ЭТАЛОН» следят за изменениями законодательства о рекламе и выступают за разработку практических рекомендаций для унификации правоприменительной практики. Также мы готовы предложить вашему бизнесу услуги по правовому анализу соответствия рекламы продукции законодательству РФ.