26 юристов в штате. Более 100 фирм на сопровождении. Более 2000 выигранных дел.

Это может заинтересовать наших новых клиентов

Юридическая консультация бесплатно
Чтобы не тратить время на поездки и встречи, Вы можете заказать бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас
Честность с клиентами
Стоимость услуг объявляется после бесплатного анализа документов и оценки ситуации и не увеличивается в процессе работы!
Консалтинговая Группа «ЭТАЛОН»
это команда квалифицированных юристов, успешно работающая в Москве с 1997 года

Главная » ЮРИДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ » Сопровождение тендера » Рассмотрение и оценка заявок - принимаемые решения

Рассмотрение и оценка заявок - принимаемые решения

РРаспечатать

Рассмотрение и оценка заявок. Общие положения

Соответствие участников закупки требованиям документации о закупке

Признание электронного аукциона несостоявшимся

Отказ в допуске к участию в закупке


Рассмотрение и оценка заявок. Общие положения


По истечении срока подачи заявок на участие в закупке заказчик приступает к рассмотрению и оценке таких заявок участников на соответствие требованиям.

Процедура рассмотрения и оценки заявок участников на соответствие требованиям закупки регламентируется Федеральным законом от  05.04.2013 №  44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон №  44-ФЗ) и документацией о закупке и имеет особенности в зависимости от формы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Рассмотрение и оценка заявок на соответствие участника закупки требованиям осуществляется созданной по решению заказчика комиссией. Решением о создании комиссии определяется состав комиссии и порядок ее работы, а также назначается председатель комиссии.


При рассмотрении и оценке заявок участников закупки на соответствие требованиям закупочная комиссия обязана руководствоваться следующими критериями:


  • цена контракта;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  • квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Указанные выше критерии устанавливаются заказчиком в конкурсной документации по 44 фз о закупке, при этом их количество должно быть не менее двух, за исключением случаев проведения аукциона, при котором единственным критерием рассмотрения и оценки заявок участников на соответствие закупки требованиям является цена контракта.

Каждому критерию должна соответствовать величина его значимости, которая также определяется в документации о закупке. В совокупности величины значимости всех рассматриваемых критериев, на основании которых проводится рассмотрение и оценка заявок участников закупки требованиям, должны составлять сто процентов.


Закон № 44-ФЗ устанавливает следующие сроки рассмотрения и оценки заявок:


  • при размещении заказа в форме конкурса — не более двадцати дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе;
  • при размещении заказа в форме аукциона в электронной форме срок рассмотрения и оценки первых частей заявок не может превышать семь рабочих дней с даты окончания срока подачи; рассмотрение и оценка вторых частей заявок — три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона;
  • при размещении заказа в форме запроса котировок вскрытие всех поступивших конвертов с заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день.

Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки, который подлежит размещению в единой информационной системе в установленные Законом №  44-ФЗ сроки.

В ходе размещения заказа в форме электронного аукциона оформляется три протокола.

Первый протокол оформляется закупочной комиссией по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок и содержит решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона либо об отказе в допуске к участию в таком аукционе.

Второй протокол, который оформляется по результатам проведения электронного аукциона, содержит, в том числе, все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками такого аукциона и ранжированные по мере убывания с указанием порядковых номеров, присвоенных заявкам на участие в таком аукционе. Протокол проведения электронного аукциона вместе со вторыми частями заявок направляется оператором электронной площадки.

По результатам рассмотрения и оценки закупочной комиссией вторых частей заявок и документов, направленных заказчику оператором электронной площадки, оформляется протокол подведения итогов электронного аукциона, который содержит, в том числе, информацию о соответствии или о несоответствии заявок участников закупки в электронном аукционе требованиям, установленных документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений Закона о контрактной системе и документации, которым не соответствует участник такого аукциона и его заявка, а также положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям закупки, установленным документацией о нем.

Соответствие участника закупки требованиям документации о закупке


При осуществлении закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:


  • соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
  • не проведение ликвидации участника закупки — юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки — юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
  • не приостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
  • отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
  • отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
  • обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты;
  • отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.

Соответствие участника закупки указанным выше требованиям подтверждается путем предоставления таким участником соответствующих документов, являющихся неотъемлемой частью заявки на участие в закупке.


Дополнительные требования к документации на соответствие участника закупки


Существуют дополнительные требования к соответствию участника закупки, необходимость которых устанавливается Правительством РФ.

  • Стороны должны обладать определенными финансовыми ресурсами для возможности исполнения условий.
  • Для соответствия участника закупки требованиям в их распоряжении должны находиться техническое оснащение и прочие предметы труда, требующиеся для исполнения условий.
  • Участники должны быть опытными специалистами с деловой репутацией.
  • По cт. 31 стороны должны обладать трудовыми ресурсами для исполнения условий.

Существует ряд критериев, согласно которым определяется оценка заявок со стороны участников процедуры закупок на соответствие требованиям:

  • договорная цена;
  • финансирование процесса и результата эксплуатации товаров;
  • функциональные свойства товаров;
  • для соответствия требованиям участники процедуры закупок должны иметь: проф. и техническую квалификацию, денежные и трудовые ресурсы, опыт, компетентность. Данный пункт рассматривается по cт.32 в том случае, если применение такового соответствия поставщиков на электронных торгах предусмотрено правительством РФ.

Стороны имеют право требовать удаление информации о себе в предусмотренном ФЗ реестре недобросовестных контрагентов. То же касается информации, затрагивающей учредителей, членов коллегии, юридического лица.

Объективное рассмотрение ситуации, учет технических, эксплуатационных и качественных характеристик объекта закупок необходимо учитывать заказчику при составлении требований.

Документация, подтверждающая соответствие участников закупки дополнительным требованиям, утверждается, согласно cт.31 ч.2.3, Правительством РФ.

Последствия выявленного несоответствия участников требованиям закупки можно изучить с помощью ч.9 ст.31. Там говорится о том, что выявленное несоответствие или недостоверные данные о соответствии участника закупки требованиям, выявленные при проверке, чреваты отстранением от участия противоположной стороной в любое время до заключения договора.

На сегодняшний день определение правильности процедуры отстранения участника или отказа от заключения договора не вполне понятно. Выявление несоответствия установленным требованиям участника закупки по окончанию данной процедуры решается приведенной выше нормой, которая уравнивает процедуры и должным образом разрешает вопрос.

Изучение предоставляемой заказчиком документации по закупке являет собой анализ на соответствие участника требованиям закупки, представленным действующим законодательством, что регулирует закупочный процесс.

Также данная процедура проверяет соответствие документации заказчика. Целью анализа является выявление соответствия участников закупки требованиям и принятие сторонами решения об участии в процедуре, выявив риски и давая возможность отклонить заявку на участие.


Признание электронного аукциона несостоявшимся


По результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона. Однако Законом о контрактной системе определяются случаи признания электронного аукциона несостоявшимся в силу отсутствия возможности определить победителя электронного аукциона.


В частности, электронный аукцион признается несостоявшимся в следующих случаях:

  • по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки;
  • по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в нем, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником;
  • в течение десяти минут после начала проведения электронного аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта.

В указанных выше случаях Закон №  44-ФЗ определяет лиц, с которыми, хотя такие лица и не является победителями закупки, заключается контракт.

Основания и последствия признания закупки несостоявшейся предусмотрены Законом №  44-ФЗ также в отношении электронных аукционов, конкурсов, запроса котировок, запроса предложений.


Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся


В каждом из случаев, считающихся законодательным основанием для признания электронного аукциона несостоявшимся, последствия будут различными. Рассмотрим каждый случай.


1. Электронный аукцион не может состояться в том случае, если количество поступивших заявок не превышает одной.
1.1. Если поставщик подал свою заявку на участие в электронных торгах по правилам и отвечает всем требованиям ФЗ 44, ст.66, происходит согласование с имеющими соответствующую компетенцию органами, после чего контракт подписывается с единственным участником.
1.2. При несоответствии участника закупки требованиям ФЗ 44, ст.66, касающихся 1-ой части заявки, заказчик может изменить план проведения закупки с тем, чтобы осуществить ее одним из предусмотренных ст. 83 и ст.71 ФЗ 44 вариантов.
2. Если произошло признание электронного аукциона несостоявшимся ввиду полного отсутствия заявок, заказчик также корректирует план проведения торгов аналогично п. 1.2.
3. К таким же, как и в п.1.2, последствиям приведет не допуск всех желающих поучаствовать в электронных торгах после рассмотрения комиссией 1-ой (или 2-ой) части заявки.
2. Если произошло признание электронного аукциона несостоявшимся по причине полного отсутствия заявок, заказчик также корректирует план закупки аналогично п. 1.2.
3. К таким же, как и в п.1.2, последствиям приведет не допуск всех участников электронного аукциона после рассмотрения комиссией 1-ой (или 2-ой) части заявки.
4. Если признание электронного аукциона несостоявшимся произошло ввиду отсутствия предложений от принятых к участию поставщиков, спустя десять минут с момента начала мероприятия, заказчику нужно будет согласовать решение с официальными органами, контролирующими закупки. После этого производится подписание контракта с тем контрагентом, чья заявка на участие в электронных торгах поступила раньше по сравнению с другими. Если в аналогичной ситуации была получена единственная заявка, контракт будет заключен с тем, кто подал ее.
5. В случае победы одного из участников аукциона при условии его уклонения от заключения контракта, его сменяет другой участник. Если и он не выполняет свои обязательства, заказчику придется подкорректировать план-график и осуществить процедуру закупки посредством запрашивания предложений по ФЗ п.8 ч.2.


Рассматривая ситуацию подписания договора на поставку с единственным контрагентом по итогам признания электронного аукциона несостоявшимся, нельзя не отметить ч.1-3.1 cт.71 Закона о контрактной системе. Заключать контракт можно без согласования с контрольным органом в сфере закупок за исключением тех случаев, где открытый тендер, тендер с ограниченным участием, двух этапный, повторный, а также запрос предложений не были проведены.

С учетом вышеизложенного, обращение о согласовании заключения контракта с единственным участником по признанию электронного аукциона несостоявшимся не имеет надобности и должно быть возвращено ввиду недостаточности у ФАС РФ полномочий на подобную процедуру.


Отказ в допуске к участию в аукционе


Заказчик может получить отказ в допуске к участию в аукционе в электронной форме, в следующих случаях:


  • не предоставление информации, предусмотренной Законом №  44-ФЗ и документацией о закупке;
  • предоставление недостоверной информации;
  • несоответствия содержащейся в заявке участника закупки информации требованиям документации о закупке.

Поскольку заявка на участие в аукционе состоит из двух частей, отказ в допуске к участию в аукционе может произойти как по результатам рассмотрения первых частей заявок, так и по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе.

В то же время отказ в допуске к участию в аукционе (отклонение заявки) далеко не всегда происходит на законных основаниях. В таких случаях для защиты своих прав необходимо оперативно обратиться с жалобой в контрольный орган в сфере закупок в предусмотренные Законом № 

44-ФЗ сроки (Подробнее см. «Обжалование действий заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки и иных лиц»).



 

Наверх

X
Запись на консультацию




Нажимая кнопку «Запись на консультацию», я принимаю условия
Политики конфиденциальности персональных
данных
и даю своё согласие Консалтинговой Группе
«Эталон» на обработку моих персональных данных,
в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006
№ 152-ФЗ «О персональных данных».