26 юристов в штате. Более 100 фирм на сопровождении. Более 2000 выигранных дел.

Это может заинтересовать наших новых клиентов

Юридическая консультация бесплатно
Чтобы не тратить время на поездки и встречи, Вы можете заказать бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас
Честность с клиентами
Стоимость услуг объявляется после бесплатного анализа документов и оценки ситуации и не увеличивается в процессе работы!
Консалтинговая Группа «ЭТАЛОН»
это команда квалифицированных юристов, успешно работающая в Москве с 1997 года

Главная » РЕГИСТРАЦИЯ ФИРМ » Ликвидация » Ответственность участников и директора общества при «ликвидации» организации

Ответственность участников и директора общества при «ликвидации» организации

РРаспечатать

Ответственность учредителей (участников) и руководителя компании при «ликвидации» организации путем реорганизации в  форме слияния/присоединения ее к региональной организации

     Необходимость ликвидации организации может быть обусловлена различными причинами: прекращение деятельности, для осуществления которой создавалась организация, убыточность предприятия, потеря интереса к деятельности, которую осуществляло юридическое лицо и т. п. Однако зачастую учредители (участники) и/или директор при ликвидации организации преследует две цели - избавление от долгов и обязательств перед контрагентами, а также прекращение формальной связи с ликвидируемой организацией.

     Официальная ликвидация - достаточно сложная процедура, проведение которой занимает немало времени. Именно по вышеуказанным причинам (наличие долгов перед контрагентами, в том числе и перед государством, а также продолжительный срок ликвидации), учредители (участники) и/или директор предпочитают прибегать к так называемой «альтернативной ликвидации» общества.

     Просторы интернета пестрят предложениями различных фирм, которые предлагают свои услуги по проведению «альтернативной ликвидации» общества. При этом способы проведения «альтернативной ликвидации» общества различны:

  •  смена директора и учредителей (участников) на подставных лиц;
  •  реорганизация путем слияния или присоединения к организации, которая находится в другом регионе.

    При рекламе своих услуг подобные фирмы красочно описывают преимущества «альтернативной ликвидации» путем слияния или присоединения к организации, которая находится в другом регионе:

  • юридическое лицо прекращает своё существование в момент внесения в Единый государственный реестр юридических лиц РФ (далее - ЕГРЮЛ) записи о регистрации юридического лица - правопреемника.;
  • полностью исключается возможность налоговых и камеральных проверок, которые сопровождают официальную процедуру ликвидации компании;
  • по завершении реорганизации руководитель реорганизуемой организации автоматически прекращает свои полномочия, передавая по акту приемки-передачи документацию фирмы руководителю организации - правопреемника.

    В действительности альтернативная процедура ликвидации способна породить больше проблем, чем решений. Остановимся более подробно на каждом из «преимуществ», заявленных фирмами, осуществляющими альтернативную ликвидацию в форме реорганизации путем слияния или присоединения к организации, которая находится в другом регионе:

    1. Юридическое лицо при реорганизации действительно будет исключено из ЕГРЮЛ. Однако учредители (участники) и/или директор реорганизуемого общества, к сожалению, забывают о том, что у реорганизуемого общества появится правоопреемник, к которому переходят ВСЕ права и обязанности от реорганизуемого юридического лица. При этом участники общества, прекратившего свое существование, становится участниками общества-правоопреемника(о чем «бывшие» участники иногда даже не догадываются, считая, что факт реорганизации общества автоматически прекращает их «участие» в юридическом лице). Таким образом, в результате реорганизации бывший участник не утрачивает связь с юридическим лицом - он становится одним из участников в обществе-правопреемнике

    2. Согласно статье 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации. В соответствии со статьей 89 Налогового Кодеса РФ (далее - НК РФ) выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Таким образом, реорганизация фирмы уже является достаточным основанием для проведения налоговой проверки.

     Рассчитывать на то, что организацию - правопреемника, находящуюся в другом регионе, не будет проверять налоговые органы, тоже не стоит. Более того, организация - правопреемник может вызвать у налоговых органов даже больший интерес, чем организация- правопредшественник. Связано это с тем, что фирмы, проводящие процедуру «альтернативной ликвидации» в целях экономии сливают или присоединяют к другой компании сразу несколько организаций.

     Проверка организации-правопреемника означает и проверку организации-правопредшественника. Отвечать же за действия последней будут директор и учредители (участники), которые управляли и /или владели ею до реорганизации.

Проверка налоговыми органами реорганизованной фирмы или ее правопреемника получила достаточно широкое распространение. Задача такой проверки – доначисление налогов расчетным путем вследствие отсутствия первичных бухгалтерских документов и, в случае неоплаты, инициирование уголовного дела и процедуры банкротства с тем, чтобы привлечь бывших директора и учредителей реорганизованной организации за долги перед бюджетом.

    Выглядит такая проверка следующим образом:

    Спустя некоторое время после «ликвидации» организации налоговая служба принимает решение о проведении проверки в части правильности исчисления и уплаты НДС и других налогов. На официальный адрес местонахождения компании направляются требования предоставить первичную документацию. В соответствии со статьей 31 НК РФ, в случае непредставления документов в течение более двух месяцев налоговые органы вправе определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике. Причем налоговые вычеты, которые были указаны в сданных декларациях по НДС, при отсутствии оригиналов счетов-фактур от поставщиков не могут быть предоставлены в силу статей 169, 172 НК РФ. Таким образом, налоговая инспекция использует данные банковских платежей и делает доначисления (по НДС) на всю сумму оборотов компании за три последние года. Законность таких действий налоговых органов подтверждается судебной практикой по всей России.

    После доначислений налоговый орган отправляет заказным письмом требование об уплате налога. Через 6 дней оно будет считаться полученным и в соответствии со статьей 69 НК РФ должно быть исполнено в течение 8 дней. В случае неисполнения в указанный срок налоговый орган выносит решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на расчетных счетах и ждет 2 месяца полной оплаты. Затем, если сумма доначислений превышает 2 млн. рублей, он обязан в соответствии со статьей 32 НК РФ направить материалы в правоохранительные органы

     3. По завершении реорганизации руководитель реорганизуемой организации автоматически прекращает свои полномочия. Однако прекращение деятельности лица в качестве руководителя организации не является препятствием для привлечения руководителя к уголовной ответственности за деяния, совершенные в период его работы в обществе.

    Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления (статья 8 Уголовного кодекса РФ). Перечень возможных преступлений достаточно широк, в частности: уклонение от уплаты налогов (сборов) (ст. 199 УК РФ), неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ), злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), присвоение или растрата (ст. 160УК РФ), мошенничество (ст. 159 УК РФ), незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ), незаконное получение кредита (ст. 176 УК РФ), злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК РФ) и др.

    Другими словами, к уголовной ответственности привлекается физическое лицо, совершившее преступление вне зависимости от места его работы в момент возбуждения уголовного дела.

    В то же время законом установлены временные сроки, с истечением которых виновное лицо освобождается от уголовной ответственности (ст. 78 УК РФ): два года после совершения преступления небольшой тяжести, шесть лет после совершения преступления средней тяжести, 10 лет после совершения тяжкого преступления, 15 лет после совершения особо тяжкого преступления.

    Таким образом, до истечения сроков привлечения к уголовной ответственности бывший руководитель юридического лица может быть привлечен к уголовной ответственности за деяния, совершенные в период управления обществом (юридическим лицом).

    Еще один важный момент, на который бы хотелось обратить внимание, отмена «альтернативной ликвидации» по решению суда – отработанный и часто используемый налоговыми органами благодаря своей простоте механизм.

    Основания для отмены судом реорганизации путем слияния или присоединения к региональной организации могут быть различными:

  • отсутствие правопреемника по указанному адресу и признаков какой-либо финансово-хозяйственной деятельности;
  • адрес правопреемника является адресом массовой регистрации компаний.

    Данные основания подтверждаются многочисленной судебной практикой.

    Кроме того, не стоит забывать, что статьи 173.1, 173.2 Уголовного кодекса РФ предусматривают уголовную ответственность за использование подставных лиц и незаконное использование документов при реорганизации.

    Подводя итоги, нужно сказать, что «альтернативные ликвидация» дает лишь временную передышку, приводящую в конечном итоге к большим проблемам для директора и учредителей ликвидированной таким способом организации.

    И, самое главное, альтернативные ликвидация» не достигает своей цели – прекращение деятельности организации без последствий. Поэтому ликвидировать организацию необходимо по правилам, установленным законодательством Российской Федерации.



 

Наверх