26 юристов в штате. Более 100 фирм на сопровождении. Более 2000 выигранных дел.

Это может заинтересовать наших новых клиентов

Юридическая консультация бесплатно
Чтобы не тратить время на поездки и встречи, Вы можете заказать бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас
Честность с клиентами
Стоимость услуг объявляется после бесплатного анализа документов и оценки ситуации и не увеличивается в процессе работы!
Консалтинговая Группа «ЭТАЛОН»
это команда квалифицированных юристов, успешно работающая в Москве с 1997 года

Главная » ЮРИДИЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ » Договорное право » Договор транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции

РРаспечатать

Перевозка грузов является неотъемлемой частью торгового оборота, при организации которой приходится решать ряд сложных задач. Здесь на первый план выходят вопросы обеспечения сохранности товара, скорости доставки к получателю, снижения транспортных расходов.

Безусловно, поставщик и покупатель могут своими силами осуществить все действия по перевозке товара, однако в ряде случаев более целесообразным является привлечение к их выполнению субъекта, специализирующегося на оказании подобного рода услуг (экспедитора). Например, когда требуется срочно отправить груз (у экспедитора имеются налаженные контакты с железной дорогой  и автотранспортом); при одноразовых отправках, когда нет смысла затрачивать время на изучение правил и особенностей работы железнодорожных станций по отправке грузов; при отправке опасных грузов, которая производится по особым правилам и требует особого оформления; при отправке грузов на экспорт, поскольку у экспедитора для этого имеются обученные и аттестованные таможенные брокеры и, если требуется, склады временного хранения таможенных грузов.

Привлечение экспедитора к выполнению услуг, связанных с перевозкой груза, ведет к возникновению особого рода транспортных обязательств — транспортно-экспедиционных.

Правовое регулирование обязательств по договору транспортной экспедиции осуществляется в соответствии с гл. 41 «Транспортная экспедиция» Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), Федеральным законом от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности») и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 г.  № 554 (далее — Правила транспортно-экспедиционной деятельности).

Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Таким образом, целью договора транспортной экспедиции по своей сути является оказание посреднических услуг при заключении и исполнении договора перевозки, а также выполнение связанных с договором обязательств (к примеру, обеспечение отправки груза и его получения, осуществление таможенного оформления, хранения груза и т.д.)

Важно отметить, что договор транспортной экспедиции нельзя отождествлять с договором перевозки, поскольку непосредственно перевозка грузов не является предметом деятельности экспедитора. Если же транспортная организация выступает одновременно в качестве организатора перевозки и перевозчика, ее взаимоотношения с клиентом регулируются не только положениями гл. 41 ГК РФ, но и положениями гл. 40 «Перевозка» ГК РФ, а договор, заключенный между организацией и клиентом, является смешанным.

Каковы же особенности договора транспортной экспедиции?

Во-первых, договор транспортной экспедиции должен  заключаться в письменной форме (п. 1 ст. 802 ГК РФ), в противном случае он будет признан недействительным (ст. 162 ГК РФ). При  этом стороны не обязаны составлять договор транспортной экспедиции  в виде единого документа. Однако, заключение договора в виде единого документа позволит детально проработать все его условия и иметь договор, который был бы выгоден именно Вам.

Во-вторых, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц (ч. 1 ст. 805 ГК РФ).

В-третьих, экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества (п. 3 ст. 3 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

 В-четвертых, при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторские документы, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности (п. 4 ст. 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»). Клиент, в свою очередь, обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации (ст. 804 ГК РФ).

В-пятых, в случае одностороннего отказа от исполнения договора клиент или экспедитор также уплачивает штраф в размере десяти процентов суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат (п. 5 ст. 6  ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

В-шестых, любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.

В-седьмых, в случае, если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере десяти процентов суммы этих расходов (абз. 1 п. 1 ст. 10 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

В-восьмых,очень важно при предъявлении требований экспедитору не пропустить процессуальные сроки.Такдля обращения  в суд с требованиями, вытекающими из договора транспортной экспедиции  установлен сокращенный срок исковой давности - 1 год. При этом до предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии (ст. 12 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»). Пропуск данных пресекательных сроков фактически означает, что клиент не сможет защитить свои нарушенные права, вытекающие из договора транспортной экспедиции.

В-девятых, перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования  к качеству транспортно-экспедиционных услуг определены п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.

По общему правилу  к экспедиторским документам, подтверждающим факт заключения договора транспортной экспедиции, относятся:

  1. поручение;
  2. экспедиторская расписка;
  3. складская расписка.

Поручение экспедитору предназначено для описания заказываемых клиентом услуг и условий, на которых они будут оказаны. Экспедитор рассматривает поручение экспедитору и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа. Только поручение, которое было согласовано сторонами договора, подлежит исполнению экспедитором. При этом клиент на любом этапе исполнения договора транспортной экспедиции имеет право отозвать ранее выданное поручение экспедитору с обязательным возмещением ему фактических расходов, связанных с исполнением поручения (пп. 9-10 Правил транспортно-экспедиционной деятельности).

Экспедиторская расписка подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя.

Складская расписка подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение.

Вышеуказанный перечень экспедиторских документов не является исчерпывающим. На практике это означает, что стороны договора транспортной экспедиции могут использовать другие документы. Это может быть экспедиторское свидетельство или заявка клиента (в последнее время такие заявки клиенты часто отправляют экспедитору по  электронной почте или по факсу), коносамент, поручение на отправку экспортных грузов и т.п.

Безусловно, такое многообразие экспедиторских документов порождает споры между сторонами транспортной экспедиции.

Зачастую стороны не заключают договор транспортной экспедиции, а работают по следующей схеме: клиент  направляет экспедитору заявку  в письменной форме или по факсу либо по электронной почте, а подтверждением перевозки груза является транспортная накладная.  Поскольку экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора (п. 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности), то их отсутствие может быть расценено судом как свидетельство незаключенности договора. Поэтому нередко подобная схема приводит к возникновению споров между клиентом и экспедитором относительно того, был ли вообще заключен договор транспортной экспедиции.

В связи с этим, особое внимание нужно уделять правильному оформлению документов. Судебная практика показывает, что заявка может служить достаточным подтверждением заключения договора транспортной экспедиции, однако она должна содержать все существенные условия  данного договора.

Сложность, однако, заключается в том, что судами не выработан единый подход по вопросу, о том какие условия договора транспортной экспедиции являются существенными.

Так, одни суды называют существенными условиями договора транспортной экспедиции только предмет договора, другие относят к существенным ряд других условий. Помимо предмета договора чаще всего  к существенным условиям транспортной экспедиции суды относят  размер вознаграждения экспедитора и  условия перевозки груза. В связи с этим, целесообразно в договор транспортной экспедиции включать вышеуказанные условия.

Для согласования предмета договора транспортной экспедиции стороны должны указать виды услуг, связанные с перевозкой груза, которые должен будет оказывать экспедитор.

При этом при определении предмета стороны могут использовать положения ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские».

Вознаграждение экспедитора может быть указано либо в самом договоре, либо в приложениях к нему. Установить вознаграждение экспедитора можно, указав его:

  • в твердой сумме;
  • в процентах о стоимости провозной платы;
  • в виде тарифов экспедитора.

К условиям перевозки относятся признаки, идентифицирующие груз (его точное наименование и количество), а также точные наименование и местонахождения грузоотправителя и грузополучателя.

При этом крайне важно точно прописать в договоре наименование и количество груза. Например, если Вы собираетесь перевозить швейные машинки, то не стоит в договоре транспортной экспедиции указывать оборудование. Иначе будет сложно доказать, что к перевозке были предъявлены именно швейные машинки.

Кроме того, если Вы являетесь клиентом, то не следует экономить на объявлении ценности груза. Это избавит Вас от многих проблем в дальнейшем.

Размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату груза определяется статьей 7 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

  1. за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
  2. за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;
  3. за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;
  4. за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

У клиента есть выбор объявлять ценность груза или нет. Безусловно, клиент, не объявивший ценность груза, сохраняет право требовать возмещения его действительной (документально подтвержденной стоимости).  А что делать если документы, подтверждающие стоимость груза, отсутствуют? Конечно, можно обратиться к экспертам  и получить заключение о стоимости груза. Но существует вероятность того, что с этим заключением не согласится экспедитор.

Пункт 3 статьи 6 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», устанавливающей общие основания ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции, гласит: «При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, и использовании при этом соответствующих экспедиторских документов предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, за исключением ответственности экспедитора, предусмотренной пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона».

При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, под расчетной единицей понимается единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом. Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для своих операций и сделок. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли осуществляется на дату принятия судебного решения или на дату, установленную соглашением сторон.

В пункте 2  статьи 7 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» указано следующее: «При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, предусмотренная настоящей статьей, не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор».

Еще один момент, на который бы хотелось обратить внимание: заявлять о недостаче груза лучше в момент приемки груза. В случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным (п. 1 ст. 8 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»). Опровергнуть данную презумпцию в суде будет крайне сложно.

Однако, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, экспедитора надо уведомить не позднее  30 календарных дней со дня приема груза. При этом датой уведомления будет считаться  дата получения экспедитором такого уведомления (п. 6 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 августа 2003 г. N С5-7/УЗ-886 «О Федеральном законе «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

По желанию, клиент может предусмотреть дополнительную ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза наряду с возмещением реального ущерба, а именно потребовать возврата ранее уплаченного вознаграждения, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза (п. 3 ст. 7 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

Так же важно отметить, что если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ст. 803 ГК РФ).

Это лишь некоторые моменты, на которые хотелось бы обратить внимание.

Юристы Консалтинговой Группы ЭТАЛОН помогут Вам разработать договор транспортной экспедиции, максимально учитывающий интересы Вашей компании и позволяющий минимизировать риски его оспаривания или неисполнения его положений контрагентом; проанализируют предложенный контрагентом вариант договора и составят протокол разногласий к нему, а также помогут отстоять Ваши права, вытекающие из договора транспортной экспедиции, в суде.



 

Наверх